Основы Российского законодательства в области ГО и защиты от ЧС.
Система нормативных правовых актов, касающихся гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ликвидации их последствий), действующих в Российской Федерации, включает федеральные законы и подзаконные нормативные акты – указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т.п.
Учитывая непрерывность законотворческого процесса, при обращении к нормативно-правовым актам необходимо работать только с документами в действующей редакции (с изменениями и дополнениями). В приложениях к данной лекции Вы можете ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами Российской федерации, регламентирующими деятельности в области ГО и защиты от ЧС, в редакциях действительных на октябрь 2022 года.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами при организации и ведении гражданской обороны в государственных и муниципальных органах исполнительной власти (ОИВ) и подведомственных им организациях являются:
1. Федеральные законы:
– Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне” (далее по тексту – Закон N 28-ФЗ);
– Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (далее – Закон N 68-ФЗ).
2. Постановления Правительства РФ:
– Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации”;
– Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны” (далее – Постановление N 841);
– Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 “Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера” (далее – Постановление N 1485);
– Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 N 1149 “О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне” (далее – Постановление N 1149);
3. Приказы и иные организационно-методические документы МЧС России по отдельным направлениям деятельности в области ГО и защиты от ЧС.
Нормативно-правовыми актами определены основные понятия гражданской обороны:
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление гражданской обороной – целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.
Система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного уп
равления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.
Силы гражданской обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Подготовка населения в области гражданской обороны – система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
На федеральном уровне координацию деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия в области гражданской обороны осуществляет МЧС России. На региональном уровне эти задачи реализуют центры управления в кризисных ситуациях (далее по тексту – ЦУКС) территориальных органов, подведомственные МЧС России.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
1) подготовка населения в области гражданской обороны;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
7) первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
8) борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
10) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13) срочное захоронение трупов в военное время;
14) обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
15) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Уровни функционирования РСЧС
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
6) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
7) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
8) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
11) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и оказанию населению психологической помощи, проведение гуманитарных акций;
12) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
13) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Граждане Российской Федерации имеют право:
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
– в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
– на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на оказание психологической помощи;
– на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
– на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны:
– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– проходить подготовку в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, изучать основные приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
– принимать участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
– оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны;
– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
– выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
– при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.
Пройти тестирование по теме №1