Подготовка населения в области ГО

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Курской области.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация ЧС утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с этой классификацией чрезвычайные ситуации могут быть:

1) по природе возникновения:

  • ЧС природного характера – ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, вулканы, цунами, бури и т.д.);
  • ЧС техногенного характера – ЧС, вызванные авариями на объектах (пожар, взрывы, обрушение зданий, выброс радиоактивных веществ и т.д.)

2) по масштабу:

  • локальная ЧС – зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом погибло и (или) получили вред здоровью не более 10 чел., либо материальный ущерб составляет не более 240 тыс. рублей.
  • муниципальная ЧС – зона ЧС не выходит за пределы одного муниципального образования (населенного пункта, города, района), при этом погибло и (или) получили вред здоровью не более 50 чел., либо размер материального ущерба составил не более 12 млн. рублей.
  • ЧС межмуниципального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) расположенных на территории одного субъекта РФ, погибло и (или) получили вред здоровью не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей.
  • региональная ЧС – зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом погибло и (или) получили вред здоровью свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.
  • межрегиональная ЧС – зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
  • федеральная ЧС – количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Источником чрезвычайной ситуации природного характера являются опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и других происхождений таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Природные явления, характерные для Курской области и создающие предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций:

  • сильные ветры (шквал) со скоростью 20-25 м/сек и более;
  • смерч – наличие явления;
  • грозы (40-60 часов в год);
  • град с диаметром частиц 15 мм;
  • сильные ливни с интенсивностью 30 мм в час и более;
  • сильные снег с дождем – 50 мм в час;
  • продолжительные дожди – 120 часов и более;
  • сильные продолжительные морозы (-30°С и ниже);
  • снегопады, превышающие 20 мм за 24 часа;
  • сильная низовая метель при преобладающей скорости ветра более 15 м/сек;
  • вес снежного покрова – 100 кг/м2;
  • гололед с диаметром отложений 20 мм;
  • сложные отложения и налипания мокрого снега 35 мм и более;
  • наибольшая глубина промерзания грунтов на открытой оголенной от снега площадке – 168 см;
  • сильные продолжительные туманы с видимостью менее 100 м;
  • сильная и продолжительная жара – температура воздуха +35°С и более;
  • паводок.

Правила безопасности при урагане, смерче, буре:

Заблаговременно, еще до штормового предупреждения необходимо:

  • укреплять крыши, печные и вентиляционные трубы, проводить своевременный ремонт конструкций;
  • освободить балконы, лоджии и дворы от легких (незакрепленных) и горючих вещей;
  • автомобили необходимо парковать вдали от деревьев, рекламных щитов и слабо укреплённых конструкций.

Если во время урагана, смерча, бури вы находитесь в помещении:

  • отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, прочных шкафах;
  • погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, газ;
  • спуститесь в подвал, если он есть в доме.                     

Если ураган, буря, смерч застали вас на улице:

  • держитесь подальше от легких построек, зданий, сооружений, мостов, эстакад, линий электропередач, деревьев и промышленных объектов;
  • для защиты от летящих обломков и осколков используйте любые подручные материалы: листы фанеры, картонные и ли пластмассовые ящики, доски и т.д.;
  • переждав порыв ветра, как можно быстрее укройтесь в помещении.

НЕ рекомендуется во время урагана, бури, смерча находиться:

  • на возвышенных местах;
  • на мостах;
  • около трубопроводов, ЛЭП, вблизи столбов и мачт;
  • у объектов с АХОВ, ЛВГЖ;
  • искать укрытия под деревьями.

Если ураган, буря, смерч сопровождаются грозой:

  • выключите электроприборы;
  • во время ударов молнии не подходите близко к электропроводке, молниеотводу, водостокам с крыш, антеннам;
  • не разговаривайте по телефону (всех типов);
  • по возможности удалите от себя металлические предметы, спрячьте антенны переносных приемников.

Правила поведения в период паводка

Паводок – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах и т.п.

При интенсивном таянии снега, льда и сходе потоков талой воды с возвышенностей в реки, а также при возникновении заторов льда возможно кратковременное подтопление низинных участков местности, дорог местного значения, а также построек и жилых домов, расположенных в низинах и по берегам водоёмов.

В Курске первую очередь это относится к территории Сеймского и Железнодорожного округов города, где в зону подтопления могут попасть до 30 улиц, около 1 тыс. чел.

Для предупреждения подтопления дворовых территорий жителям необходимо принимать ряд предупредительных мер:

– очищать от мусора водоотводные канавы, проходящие вблизи дома, по огородам, чтобы избежать застоя талой или дождевой воды на внутридворовых территориях;

– в период весеннего половодья заготавливать мостки, доски и опоры к ним для обустройства проходов к дому и надворным постройкам на подтапливаемых участках;

– иметь запас строительных материалов для борьбы с паводком (мешки с песком, камни, грунт, насосы для откачки воды);

– иметь запас чистой питьевой воды. В период весеннего половодья и подъема грунтовых вод использовать в пищу водопроводную воду может быть опасно;

– своевременно проводить ремонт электропроводки.

При угрозе подтопления и подтоплении дворовых территорий необходимо соблюдать ряд мер безопасности:

– закрыть вентиляционные отверстия в подвальных помещениях с целью предупреждения поступления наружных поверхностных вод;

– принять предупредительные меры – создать уплотнения в притворах дверей и окнах подвальных, цокольных и первых этажей;

– предусмотреть вывод животных и птиц из подтапливаемых помещений в безопасное место;

– составить перечень документов, личных вещей и имущества, необходимых в случае эвакуации при развитии чрезвычайной ситуации;

– уложить в рюкзак необходимые теплые вещи, фонарь, двухсуточный запас продуктов питания и воды, подготовить аптечку с необходимыми Вам лекарствами;

– следите за исправностью электропроводки.

В период развития паводка на территории Курска нередко происходит подтопление низменных участков автомобильных дорог.

Автомобилистам в данном случае также важно соблюдать ряд важных правил безопасности:

– во избежание залития автомобиля не заезжайте в большие лужи, образовывающиеся в низменных местах, перед поездкой выбирайте пути объезда подтопляемых участков;

– в случае если Вы проживаете в зоне возможного подтопления, заблаговременно (до начала паводка) продумайте вопрос парковки автомобиля.

 ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

На территории Курской области находятся:

  • Атомная электростанция;
  • 72 химически опасных объекта – предприятия промышленной сферы, использующие на производстве химически опасные вещества;
  • 231 взрыво – и пожароопасный объект;
  • 3 гидротехнических сооружения;
  • 5 железнодорожных станций, где возможно скопление взрыво- и пожароопасных веществ;
  • 3 нефтепровода общей протяженностью 575,5 км и 2 газопровода протяженностью 411,7 км.

Работа всех этих объектов создает потенциальные риски возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных:

  • Аварией с выбросом радиоактивных веществ;
  • Аварией с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ и нефтепродуктов;
  • Техногенными пожарами и взрывами;
  • Дорожно-транспортными авариями.

Основными поражающими факторами аварии с выбросом радиоактивных веществ являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.

Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.

Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма- ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.   

Аварии с выбросом химически опасных веществ.

Аварийные выбросы АХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определённых условиях (взрыв, пожар) в результате химической аварии могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.

Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

– на промышленных объектах;

– на транспорте;

– в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Пожар – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей.

Пожаро – и взрывоопасные объекты (ПВОО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним относят производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро – и взрывоопасных грузов.

Аварии на этих магистралях происходят довольно часто ввиду изношенности труб, что влечет за собой значительные материальные потери, а также могут привести к гибели людей и животных.

Основными причинами пожара являются:

– неисправности в электрических сетях;

– нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и др.).

Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются:

температура – плюс 70 градусов;

плотность теплового излучения – 1,26 кВт/кв.м;

концентрация окиси углерода – 0,1% объема;

видимость в зоне задымления – 6-12 м.

Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Транспортные аварии.

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сходы подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Пройти тестирование по теме №7